среда, 6 февраля 2013 г.

О ценах в храмах.

Из Обращения Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального Собрания города Москвы 25 марта 2003

С чувством особого огорчения и скорби обращаются к Нам простые верующие люди по поводу ценников, вывешиваемых в ряде храмов на совершение Святых Таинств и треб… Хотелось бы напомнить, что даже в то время, когда Церковь находилась под контролем специально созданных государственных структур, администрация храмов не позволяла себе назначать цены за совершение Таинств и треб. Излишне говорить о неканоничности данных деяний и о том, скольких людей через это теряла и теряет наша Церковь.

Продолжаются нарекания на то, что в ряде храмов и обителей при подаче записок на поминовение за Божественной литургией, молебном, панихидой ограничивают количество имен. Благочинным округов надлежит проверять подобные жалобы и выяснять, кто является инициатором этого введения – приходской совет или настоятель и к кому надлежит принимать меры.
Самыми частыми являются жалобы на поборы в храмах. Помимо платы за церковный ящик требуют дополнительной платы священники, диаконы, певцы, чтецы, звонари. И неудивительно, что люди, которых оберут в храме, в дальнейшем стороной обходят любой православный храм.

Из Обращения Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального Собрания города Москвы 15 декабря 2004 года

Ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом. Спаситель изгнал торговцев из Иерусалимского храма бичом, и мы вынуждены будем поступать так же с торговцами святостью.

Читая воспоминания наших русских священников-эмигрантов, оказавшихся после революции за границей, поражаешься их вере и терпению. Находясь в нищенском состоянии, они считали для себя нравственно недопустимым брать плату за совершение богослужения или требы у таких же, как они, нищих людей. Они поступали на гражданскую работу и тем зарабатывали себе на жизнь. Совершение богослужений они считали для себя великой честью.

Злоупотребления, вымогательства пожертвований, к сожалению, имели место в жизни духовного сословия и до революции. Именно это и создало образ жадного, сребролюбивого попа, презираемого трудовым народом, тем народом, который одновременно трогательно любил своих бескорыстных пастырей и готов был разделить с ними все скорби и гонения.

...Мы полагаем, что недопустимо взимание какой-либо платы за совершение Таинств.


Из Обращения Святейшего Патриарха Алексия к участникам ежегодного Епархиального Собрания города Москвы 21 декабря 2005 года

…Отдельно хотелось бы поговорить о проблеме стяжательства в среде духовенства. Некоторые священнослужители открыто назначают цены на всякое священнодействие и даже св. Таинство, что в самом прямом смысле является симонией и подлежит каноническим прещениям, вплоть до лишения священного сана.

В наше нелегкое время, когда значительная часть российского общества живет в весьма стесненных обстоятельствах, священнослужитель, стремящийся к стяжанию материальных благ, нередко делает больше вреда для Церкви, чем глубоко убежденный атеист советского времени.

Вот один из примеров подобного рода: один москвич пригласил священника для причастия своей больной матери. Молодой священник приехал на дорогой иномарке, в роскошном костюме, вел себя надменно, потребовал приготовить ему обед, после чего напомнил о необходимости расплатиться с ним за совершенную требу, посетовав при этом, что бензин стоит очень дорого. Сыну больной матери пришлось отдать все, что он имел.

Конечно, после этого случая человек решил больше никогда не обращаться в Церковь. Однако по усердной просьбе матери ему еще раз пришлось это сделать. На этот раз приехал пожилой священник. Приехал на общественном транспорте, в довольно скромной одежде. Причастил больную, по-доброму воодушевив ее и самого сына. Когда сын попытался материально отблагодарить его, священник ответил, что лучшей благодарностью будет, если он сам придет в храм, помолится за свою мать и, если сочтет нужным, опустит свою жертву в церковную кружку. И, конечно же, сын, вдохновленный этим священником, пришел в Церковь и стал постоянным прихожанином одного из московских храмов. Слава Богу, что на его пути встретился настоящий священник, а не требоисправитель, чуть было навсегда не оттолкнувший его от Церкви.

Да и сегодня за примерами далеко ходить не нужно. Достаточно выйти из этого зала и взглянуть на то множество дорогих иномарок, на которых приехали на это собрание клирики и старосты храмов. Для людей обездоленных это никак не служит  миссионерской проповедью.

Я уже много раз напоминал о том, что вывешивать ценники за совершение Таинств, молебнов или треб недопустимо. Недопустимо также вывешивать ценники и на свечи, иначе как мы можем доказать финансовым органам, что это жертва. Каждый человек по велению своего сердца приходит в храм, его никто не заставляет это делать. Он приходит по своей воле. Если он приобретает свечу, — это его жертва. Но когда над свечным ящиком огромными буквами написана цена на свечи, — нам очень трудно убедить кого-то, что это действительно жертва.

Православный храм существует на добровольные пожертвования верующих. Ни в коем случае не следует устанавливать жесткую тарификацию за совершение служб или исполнение Таинств. Господь заповедавший: «Туне приясте, туне дадите» (Мф. 10, 8), восполнит наши убытки, если они возникнут из-за того, что мы исполняем Его святую волю. Показательно, что в храмах, решившихся на совершение треб без установления системы каких-либо расценок, доход значительно возрос.


Комментариев нет:

Отправить комментарий