5 февраля 2013 г. 19:38
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной
Церкви 5 февраля 2013 года.
Возлюбленные о Господе всечестные отцы пресвитеры,
досточтимые диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры —
верные чада Русской Православной Церкви!
Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся в Москве, в
Храме Христа Спасителя 2-5 февраля 2013 года, обращается ко всем вам со словами
апостольского приветствия: «Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и
Господа Иисуса Христа. Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за
вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг
ко другу между всеми вами» (2 Фес. 1:2).
Главная забота Церкви — спасение людей. Все, что происходит
в нашей церковной жизни и во взаимоотношениях Церкви с обществом и
государством, всегда должно быть подчинено этой цели. Наши миссионерские,
образовательные, благотворительные и иные труды следует в конечном итоге
направлять на спасение каждой человеческой души. Призыв Спасителя: «Идите,
научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их
соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), — остается самым насущным
и в наше время. Памятуя об этом, члены Архиерейского Собора обсудили многие
вопросы церковной и общественной жизни, приняв Соборные определения и иные
документы, обращенные ныне к Полноте нашей Церкви.
Заботясь о благоустроении церковной жизни, члены Собора
определили на будущее процедуру избрания Патриарха на Поместном Соборе,
уточнили полномочия Поместного и Архиерейского Соборов, одобрили совершенное
Священным Синодом создание митрополий и новых епархий. Они также предложили
решения важных задач, стоящих перед обществом.
В частности, Освященный Собор выразил позицию Церкви в связи
с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Стоя на страже
человеческой свободы, Церковь призывает государство не принуждать людей к
принятию тех технологий, которые могут помешать им свободно исповедовать веру
Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Согласие христиан с
различными законодательными, политическими или идеологическими актами также
зависит от их совместимости с христианским образом жизни.
Постоянной заботой Церкви остается попечение об укреплении
семьи, о защите от недолжного вмешательства в ее жизнь, о поддержании крепких
связей между детьми и родителями, о безопасности детей, в том числе перед лицом
насилия, жестокости, разврата. В связи с этим кругом вопросов Архиерейский
Собор вынес суждение о проводимой ныне во многих странах реформе семейного
права и о проблемах ювенальной юстиции.
Церковь серьезно обеспокоена нынешним состоянием природы.
Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды остро ставит вопрос о
сохранении многообразия жизни, о рачительном использовании даров природы. Члены
Собора выразили позицию Русской Православной Церкви по актуальным проблемам
экологии, напомнив обществу об ответственности за сохранность Божиего творения.
Пастыри и паства Русской Православной Церкви призываются
внимательно изучить принятые Архиерейским Собором документы, в большинстве
своем подготовленные в ходе трехлетних дискуссий, проведенных Межсоборным
присутствием с участием сотен архиереев, клириков, монашествующих и мирян.
Господь и Бог наш Иисус Христос предупредил Своих учеников: «Если
бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас
от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15:19). С апостольских времен
исторический путь Церкви был связан с исповедничеством, которое заключалось в
нелицемерном свидетельстве истины. Брань, воздвигаемая против христиан духом
мира сего (1 Кор. 2:12), на протяжении всей истории Церкви имела целью
разными способами отвратить человека от своего Создателя и Спасителя. Эта брань
состояла не только в попытках соблазнить людей на грех, но и в гонениях,
воздвигаемых против последователей Христовых. Но горнило лишений и страданий
только укрепляло веру и закаляло сердца верных чад Церкви. Примером терпения в
скорбях является преподобный Далмат Исетский, канонизованный в 2004 году в лике
местночтимых сибирских святых. Его общецерковное почитание было установлено
нынешним Собором. Преподобный Далмат неоднократно был свидетелем разрушения
созданного им монастыря, но всякий раз воссоздавал его, строго защищая свою
веру и церковные правила и сохраняя при этом глубокое смирение перед ближними.
События прошлого года явственно показали, что Православие
возрождается как основа народного самосознания, объединяющая все здоровые силы
общества — те силы, что стремятся к преобразованию жизни на основе прочного
фундамента, духовно-нравственных ценностей, вошедших в плоть и кровь наших
народов. Именно поэтому людьми недоброй воли Церковь была избрана объектом
борьбы, в которой используются ложь, клевета, кощунство, погромы храмов,
осквернение святынь.
Освященный Собор напоминает, что ответом на подобные
действия должны быть молитва, проповедь и утверждение Божией правды, мирное
гражданское действие православных христиан, умножение дел любви и милосердия.
Мы должны оставаться светом миру и солью земли, чтобы люди, видя наше «чистое,
богобоязненное житие», даже «без слов приобретаемы были» для Христа
(1 Пет. 3:1-2). Отстаивая веру, нужно всегда помнить слова Христа Спасителя: «По
тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»
(Ин. 13:35).
Осуществляя церковное служение, работая на ниве Христовой,
мы призваны не на словах, а на деле укреплять «единство духа в союзе мира» (Еф.
4:3), соборно, все вместе: архипастыри, клир, монашествующие и миряне. Главное
при этом — стремиться поверять жизнь Евангелием. Это единственный путь к
преображению любого человека и всего общества.
Господь наш Иисус Христос, Начальник жизни вечной, да
укрепит и умудрит всех нас в предстоящих трудах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий