Почему далекие от христианства люди порой становятся
мучениками? Искать ли в мученичестве избавления от угрызений совести тем, кому
недостаёт решимости жить по-христиански? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев.
История знает немало примеров, когда люди, «не блиставшие
религиозностью», в критических обстоятельствах устремлялись
к мученичеству за истину. Жил себе человек, и не хватал
звезд с неба ни в прямом, ни в переносном смысле.
Никто не ждал от него ни мудрости, ни праведности.
А потом случилось нечто, и человек сделал шаг вперед там, где самые
сильные сделали осторожный шаг назад. Знакомы ли вам такие примеры?
Наверно, знакомы. Мученик Вонифатий —
один из них. Гуляет, живет ради поиска удовольствий, и вдруг —
исповедание: «И я — христианин!». А потом казнь и —
Царство. Хотя немного времени тому назад «Вонифатий» и «святость» казались
словами из разных языков. Таких примеров много. Очень много.
Они касаются людей, знакомых с истиной,
но не имеющих решимости жить по истине. «Знать»
и «исполнять» — это понятия, далеко отстоящие друг от друга.
Бегите прочь от людей, которые думают и учат, что сразу вслед
за появлением «знать» само собой, без мук и усилий, наступает черед
«исполнять». Это люди, которые вместо долгой реабилитации сразу предлагают
вставшему с постели человеку после перелома позвоночника поднимать штангу
или бежать кросс. Убьют они скорее всего человека. Убьют из самых «добрых»
побуждений.
Великое множество людей не знают правды; не веруют
в Творение, Спасение и Освящение; не славят Отца, и Сына,
и Духа Святого. Но есть также и немало людей, к уму
и сердцу которых Бог уже прикасался. Люди эти знают правду Божию, но,
повторяю, «знать» и «исполнять» — не одного поля ягоды.
Как живут такие люди? По себе судите, ибо, возможно,
и вы от них есте. Они печалятся и раздваиваются
в душе,что-то придумывают, и что-то сами себе говорят. Совесть их и сердце
их всю жизнь не на месте. Сами себя они осуждают
за нечистое и лукавое житие, но при этом чувствуют, что сил
на исправление нет. Тогда они делают хорошую мину при плохой игре,
и прячут боль нечистого сердца за покровом внешней веселости
и общительности, или — за дымовой завесой деловой активности.
Да и мало ли придумали мы, люди, дымовых завес, чтобы
за их пеленой поплакать о своей пропащей жизни? Вот для таких
людей бывает, что мученичество — радость и избавление.
Отступим на секунду и скажем, что это касается
именно тех, кто «знает», но не живет согласно знанию. Есть иные, который
не знают, а потом чудесно узнают и идут на мученичество.
Таков, скажем, Порфирий — комик, изображавший комедийные пантомимы при
римском императорском дворе. Он не был христианин и комически
изображал Крещение,
а когда, корча рожи, троекратно опустился в купель и прокричал:
«Крещается Порфирий во имя Отца! Аминь! Сына! Аминь! и Духа Святого!
Аминь!», то пришла к нему благодать, и познал
он во Христе Господа, и вышел из шутовской купели
не для новых ужимок, а для проповеди. Но наша речь не о таких
случаях.
Наша речь о тех, кто — «ни рыба, ни мясо».
Таковых — подавляющее большинство.
Религиозное сознание для таковых — дополнительный фактор
мучения, потому что отказаться от него нельзя,
но и руководствоваться им с каждым днем все сложнее. Мир
для таковых людей не абсурден, как для тех, кто отрицает Живущего
на небесах. Те — просто безумцы, как и говорит о них
псалом: «рече безумен в сердце своем — несть Бог». А эти таят
на дне бездонной души сокровенные мысли, и чувствуют жар этих
немногих угольев, и раздваиваются болезненно на ночного человека,
испуганного снами, и дневного — улыбающегося и вполне comme
il faut.
В человеке есть тайна. Если бы тайны не было,
а весь человек был бы сводим только на душу, тело
и социальную среду, то оба разбойника на Голгофе были бы
в Раю. Или — оба в Аду. За одно и то же страдают,
оба — рядом со Христом, умирают в одно время и одинаково.
Казалось бы, и участь одна. Нет! Один — вверх
и в свет. А другой — вниз и во тьму. Потому что
есть тайна сердца, и она проговаривается языком. «Сними Себя
и нас!» — один голос. «Помяни меня во Царствии Твоем!», —
другой голос. Голоса совершенно различны, как голос овечки и голос козла.
Так в одной и той же банде есть тот, кто
мучится в совести от того образа жизни, который ведет, и тот,
кто наслаждается злодейством и своей безнаказанностью. Их концы будут
различны. Так и сказано, что «двое будут и на селе,
и у жерновов», но один возьмется, а другой оставится. Тайна
сердца вступит в права, когда предсказанное начнет сбываться.
Никто не хочет мучений и страданий. Но только
по внешнему человеку, который тлеет. Внутренний человек иногда жаждет
страданий и ждет их, узнавая в них родовые муки для вхождения
в блаженную вечность. И может быть много «вшивых» праведников,
которые хороши и безупречны для того, чтобы Бог им все дал. Когда
придет беда, такие праведники рухнут, словно спиленные деревья. И вперед
выйдут грешники, которые скажут: «Ну, наконец-то! Жили как свиньи — умрем
как люди!» Таких примеров много, очень много.
И ничего еще заранее не ясно, поэтому
и сказано: «Не судите никак прежде времени, пока не придет
Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит
сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор.
4:5).
При этом не надо ждать, искать и торопить вселенские
катастрофы. Гордый червяк хочет, чтобы он, погибая, видел, как в его
зрачке отражается не много — не мало, но весь вместе
с ним погибающий мир. Такое изысканное удовольствие Господь нам
не обещал. И слава Богу!
Может быть, к нам искупление и избавление придет
в виде тяжелой болезни, которая сдерет с нас твердую шкуру
и обнажит внутреннего человека. И нужно будет смириться
и покориться, и возблагодарить Бога там, где благодарность ценится
особенно дорого — среди запаха лекарств, боли и ожидания смерти. Бог,
воспринимаемый самолюбивыми людьми как каратель и мучитель, будет
восприниматься другими людьми как Освободитель и Спаситель. Подобное перенесение
болезни равно мученичеству.
Из всех прошений просительной ектении мене более всего
по душе прошение о прощении и оставлении грехов, а также
то, где говорится: «христианской кончины живота нашего, безболезненной,
непостыдной, мирной и доброго ответа на Страшном Судище Христовом
просим».
Комментариев нет:
Отправить комментарий