Неформальное чадо
Другая молодежь
– Для молодежи нормально причислять себя к субкультурам, которые не
понимают их родители. Дело в том, что человек в шестнадцать, двадцать и
даже 30 лет ищет себя, его волнует вопрос: кто же я? Кем я хочу быть –
не по профессии, а в целом? Мы ведь можем реализовываться не только в
каком-то одном направлении.
Сейчас молодежь делает то, чего до нее никто не делал. Я был на конференции глав и сотрудников молодежных организаций, которая проходила в поселке Лазурном Херсонской области. Два молодых человека презентовали свой проект. На базе «молодежки» при Ионинском монастыре Киева они, два Михаила, создали туристическую группу для православной молодежи. Назвали Mish-Mish Travel. Их цель – собирать верующих молодых людей, которые хотели бы между собой познакомиться, и организовывать поездки в разные страны. Мне запомнилось, как они презентовали поездку в Грузию. Ребята ехали не просто погулять, но и посетить святыни. Они брали с собой священника, то есть совмещали приятное с полезным. Кто у нас до такого додумывался? Никто. Это их идея, которая объединяет не только киевскую молодежь, но юношей и девушек со всей Украины.
В наше время молодые люди смотрят на жизнь гораздо шире, чем взрослые. Они готовы создавать что-то принципиально новое, относиться к работе не как к пожизненной повинности. Помните, как раньше было принято? Пришел куда-то работать после института, и оттуда же ушел на пенсию. Теперь к тридцати годам люди могут пробовать разное, чтобы лучше узнать себя, понять, кем они могу быть. Юноша или девушка может быть заправщиком, менеджером, рокером – и рисовать к тому же. Один мой знакомый – флейтист. Ему около тридцати, на флейте он начал учиться играть в двадцать четыре года. Пошел в музыкальную школу, не стеснялся, не заботился о том, что кто-то подумает, будто в таком возрасте начинать поздно. Ему захотелось этому научиться – он научился.

Старшему поколению не надо бояться, если молодежь что-то пробует. Совсем не обязательно незнакомое или непонятное – это что-то плохое.
Главное правило родителей неформала
Субкультуры помогают подросткам в сложное время самоидентификации
хоть как-то себя определить, обозначить. Например: я
металлист/рокер/хип-хопер. Я могу быть слушателем, а могу попробовать
быть творцом той или иной музыки, то есть я меломан либо музыкант. Далее
я выбираю, что именно слушать, какие проблемы поднимает та или иная
группа. Соответственно всему этому я выгляжу. За длинными волосами или
серьгами часто стоит немалый труд познания себя. Второй аспект: молодой
человек причисляет себя к той или иной группе людей – и ему уже легче,
потому что он находит в их среде единомышленников. Как быть, если
родители не понимают этого, их пугает необычный внешний вид?
– Есть такая проблема: родители начинают упрекать своих детей тогда, когда забывают, что тоже были молодыми. Например, они в 1980-х слушали Led Zeppelin, и их родители, нынешние бабушки и дедушки, не понимали, как такое можно слушать. Даже родители музыкантов, которые создавали рок- или металл-музыку, не исключение. Помню, один из музыкантов группы Metallica рассказывал, как принес отцу послушать один из альбомов своей группы. Тот слушал, потом выключил и спрашивает: «Ты этим деньги зарабатываешь?» – «Ну да». – «И что, эту ерунду кто-то слушает?»
Родители забывают, что сами были молодыми. Забывают, что для них было нормальным в дни их молодости. Слушать тех же Led Zeppelin или Deep Purple или хипповать, например, для них было нормально. Забывают, что для их родителей это тоже был шок. Они искали себя, пытались найти ответы на те же вопросы, которые сейчас волнуют их детей, но потом повзрослели и делают вид, что всего этого не было. Носят маску «я всегда был таким».

На самом деле они имеют в виду вот что: «Ребенка в том или ином вопросе я поддерживать не буду, потому что мне страшно признаться, что я сам был таким, что я увлекался теми же направлениями, только они назывались иначе. Я слушал Nirvan’у, это было круто и верх совершенства, а сейчас множество групп, которые я вообще не знаю». Хотя часть этих групп выросла на Nirvan’е – но это так, в скобках. Непонимание и страхи родителей из-за дредов или порванных джинсов появляются тогда, когда они забывают, что были юными, носили клеш, отращивали волосы, и так далее. А неплохо было бы вспомнить.
С проборчиком, но без Христа
Вы согласны, что те, кто считает, что не поддался на искушения
неформальной культуры, не всегда должны этим бравировать? Ведь невелика
ценность быть правильным, если тебе ничего не интересно: ни музыка, ни
кино, ни книги. Есть немало тех, кто просто плывет себе по течению:
выучился, ходит на работу и прекрасно живет без музыки или книг – ему
достаточно телевизора. Оно бы и пусть, но если у такого родителя
рождается ребенок, которому интересна современная культура, необычные
хобби, он будет для него ненормальным и неправильным. Тем более
ненормальным кажется православным родителям дитя, увлекшееся необычным
молодежным движением. Начинается прессинг, итог которого – разрыв
отношений.
– Да, конечно. Здесь возникает очень интересный вопрос: когда мы приходим в Церковь, Господь ждет от нас, что мы станем личностями. Борьба со страстями нужна для того, чтобы мы стали собой. Когда человек, придя в храм, видит личность – в то время, когда он сам еще личностью не стал или даже не пытался, – он поступает очень интересно: меняет облик. Надевает правильную одежду, стрижется, прическу на проборчик носит. Но в своей душе он ничего не поменял, потому что Христа так и не увидел. Христос для него – Некто совершенно непонятный.

Один батюшка рассказывал: пришла к нему женщина. Говорит: «Я верю, что кто-то там вверху есть, он все знает, и он – бог». Священник отвечает: «Думаю, я знаю вашего бога: у меня на десятом этаже есть баба Клава, она живет выше всех и все про всех знает». Человек может в голове нарисовать такого бога, который с Богом не имеет ничего общего. Это страшное существо он придумал себе сам – и боится его. В Церкви человек призван стать личностью, научиться быть собой. Помните, в древней Греции на портике кто-то написал «познай себя», а святой Амвросий Оптинский добавил: «И хватит с тебя»?
Есть замечательные слова Клайва С. Льюиса о том, что, если бы не было мытарства по ложным богам, не было бы познания истинного Бога. Святые отцы говорят о том же: если бы у нас не было свободной воли и выбора, то какой смысл от нашей праведности? Мы были бы праведными, потому что другого не знали. Господь мог так сделать? Мог. Но Он даровал нам свободную волю, мы постоянно находимся перед выбором.
У наших детей тоже есть право выбора. Очень важно не забыть об этом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий